Краеведение "Мой край Донецкий, моя земля"
Содержание Программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
- системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю;
- научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
- доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов, соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
- наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
- деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с руководителем кружка и самостоятельно;
- принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение руководителя кружка оценить художественные достоинства детских работ.
Организация достижения целей:
- Целенаправленная воспитательно-образовательная работа;
- Связь с социосредой (родителями, культурой и природой).
При отборе краеведческих сведений для занятий следует придерживаться правил:
- События местной истории и культуры должны быть важными для данного края, приятными и доступными, эмоционально насыщенными;
- Представлять детям возможность совершать маленькие «открытия», привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту;
- Формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом.
- Вызвать интерес к родным местам, городу, улице, дому, детскому саду, содействовать формированию патриотических чувств.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций, лэпбуков. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умений детей.
Объекты изучения:
- История: история своей семьи, история города, географических объектов; прошлое, настоящее и будущее города, края.
- Природа: типичные и редкие виды представителей животного и растительного мира края; природные ресурсы края; охраняемые территории; памятники природы.
- Экология: важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения и истощения, жизненная необходимость охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей.
- Хозяйство: промышленные предприятия; предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию; служба благоустройства; виды транспорта.
- Население: национальный состав населения; отношение к окружающей природной среде; труд людей в городе и селе.
- Культура: народные промыслы; произведения профессионального искусства; писатели и художники, памятники архитектуры, достопримечательности.
Программа занятий
-
Режим занятий.
-
- Общее количество занятий в год – 32
- Периодичность занятий – 1 раз в неделю по 25 минут.
-
Формы учета знаний, умений:
- педагогическое наблюдение;
- рисуночные тесты («Мой дом», «В детском саду»);
- методика «Ступеньки»;
- выполнение творческих заданий (составление рассказов, ответы на вопросы викторин, подбор воспитанниками иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков);
- педагогическая диагностика.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»